+7 (495) 152-52-25

Можно ли вернуть деньги, отправленные не тому получателю

03.08.2022

Если человек отправил деньги не тому получателю (неверно указал номер карты, телефона или стал жертвой финансового мошенника), в некоторых случаях он может вернуть их обратно. Эксперты рассказали, как это сделать.

Способы возврата денег на карту

Причины ошибочного перевода могут быть различными. Решение проблемы зависит от ситуации и регулируется нормами гражданского или уголовного права:

1. Перевод по реквизитам, которых не существует

Если номера счета получателя не существует, платежу присваивается статус "невыясненный". Деньги "зависают" между счетами. Спустя 5 дней, они обычно автоматически возвращаются отправителю. В этом случае можно направить банку заявление с уточненными реквизитами. Платеж будет исполнен.

2. Перевод денег другому человеку

В этой ситуации вернуть средства трудно. Действия отправителя зависят от того, как именно был совершен перевод.

Если платеж был проведен в мобильном приложении, операция осуществляется почти мгновенно. У банка нет возможности отменить ее. Единственный вариант - связаться с человеком, который получил деньги, и попробовать договориться с ним.

Если средства были отправлены на счет, такая транзакция обычно проводится в течение нескольких часов или нескольких дней. У отправителя есть время, чтобы запросить отмену.

В любой ситуации лучше как можно скорее связаться со службой поддержки, описать проблему и зафиксировать время и сумму операции. Также лучше сделать скриншоты экрана с информацией о переводе на случай, если потребуются документальные подтверждения платежа.

Если получатель откажется добровольно возвращать деньги, можно обратиться в суд по причине неосновательного обогащения (ст. №1102 ГК РФ).

3. Перевод по реквизитам другого банка

Если деньги отправлены клиенту другого банка, человек должен действовать так же, как при ошибочном переводе на карту. Нужно как можно скорее поставить в известность службу поддержки. Если деньги уже ушли из банка-отправителя, можно попытаться связаться с получателем, чтобы тот добровольно вернул их. В противном случае единственный выход - обращение в суд.

4. Перевод юридическому лицу

В этой ситуации нужно найти номер телефона компании-получателя, позвонить в бухгалтерию и предоставить документ о совершении платежа. Обычно организации сами заинтересованы в возврате средств физическим лицам, т.к. у них каждая операция должна быть подкреплена документально.

Если компания отказалась от добровольного возврата денег, отправитель может оспорить платеж - стать инициатором процедуры чарджбэка.

5. Перевод мошенникам

В этом случае вернуть деньги очень сложно, т.к. мошенники обычно продумывают все до мелочей и обеспечивают себе хорошую защищенность.

Если человек стал жертвой мошеннической схемы, он должен обратиться в полицию и заявить о преступлении. В заявлении нужно подробно описать всю ситуацию, приложить как можно больше доказательств: скриншоты переводов, историю переписок, телефонных звонков и т.д. Если отправитель докажет, что был факт мошенничества, нарушитель понесет административное или уголовное наказание, согласно российскому законодательству (в зависимости от суммы хищения).