+7 (495) 152-52-25

Банки РФ запускают сервисы для защиты от телефонных мошенников

08.12.2020

СМИ сообщают, что банковские учреждения совместно с операторами мобильной связи заняты разработкой антифрод-платформ, которые дают возможность определять звонки мошенников с поддельных банковских номеров. Подобный сервис уже функционирует в Тинькофф Банке и «Сбербанке», в скором времени его запустят в ВТБ.

За первые 6 месяцев 2020 года ЦБ РФ осуществил блокировку почти 10 тысяч номеров мошенников, 80% из которых маскировались под официальные банковские телефоны. При вызове антифрод-платформа осуществляет связь с оператором и банком, если подтверждение от них не поступает, номер помечается в качестве подозрительного. Но оператор не может предоставить данные по номеру до момента открытия уголовного производства.

Эксперт информационной безопасности А. Токаренко заявил следующее: «Существует тайна связи, поэтому без оператора сложно решить опрос. До открытия уголовного производства он не обязан предоставлять никому данные по номеру телефона. Оператор заявляет, что номер они нашли, но раскрывать его не намерены, так как банки не могут вести оперативно-розыскную деятельность. Но крупные кредитно-финансовые учреждения все-таки нашли взаимопонимание с операторами, поэтому без раскрытия обозначают клиенту, что звонок совершается не с того номера телефона. А это хоть и слабо, но защищает от мошеннических действий. Помимо этого, операторы могут сами регистрировать подмену и блокировать такие звонки».

Ряд экспертов утверждает, что антифрод-платформы не смогут стать реальной защитой клиентов банков от мошенничества. Связано это с тем, что злоумышленники часто даже не занимаются подменой номера, а звонят с обыкновенных номеров. Айтишники заявляют, что платформа будет малоэффективной, так как в 70% случаев мошенники звонят напрямую без подмены, представляются сотрудниками банковских учреждений, входят в доверие клиентов, выпытывают у них конфиденциальные данные и снимают деньги.

Никакая платформа не сможет исправить низкий уровень грамотности населения. Технические средства – это хорошо, так как они со временем будут совершенствоваться, уровень информационной безопасности в целом станет увеличиваться. В настоящий момент антифрод-платформа в Тинькофф Банке определяет 8 из 10 мошеннических звонков, и это хороший результат. В будущем ее станут тестировать и дорабатывать.